Дорожные ГОСТы стали обязательными: почему это хорошо для водителей

Данный список утвержден в соответствие с п. 2 ст. 4 закона «О стандартизации», и на приведенные в перечне ГОСТы и «Своды правил» можно теперь ссылаться напрямую при подаче жалоб на постановления ГАИ.

Допустим, водитель начал обгон на прерывистой разметке, а закончил его на сплошной. Инспектор, не задумываясь, составит протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП за выезд на полосу встречного движения. И водителю грозит штраф в 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Однако водитель может открыть ГОСТ 52289-2004, требования которого стали обязательными для выполнения, и найти там норму, по которой между прерывистой линией разметки 1.5 и сплошной линией разметки 1.1 должно быть 100 метров прерывистой разметки с удлиненным штрихом 1.6. Если длина разметки 1.6 менее 100 метров, то водитель не знал и не мог знать, что разметка будет короче положенных метров, и в его действиях нет вины, то есть нет состава правонарушения.

Напоминаю, что приоритет в обеспечении безопасности дорожного движения закреплен за государством. И если государство не обеспечило 100 метров разметки 1.6, то претензий к водителю быть не должно.

До настоящего времени некоторые судьи вообще не принимали никакие ссылки на ГОСТы с резолюцией «Стандарты — дело добровольное».

Если вспомнить сентябрь прошлого года, то многие стандарты обеспечения технического регламента «Безопасность автомобильных дорог» перестали применяться (ссылка). И у судей был лишний повод «заворачивать» ссылки на ГОСТы.

Ситуация выправилась.

Вернемся к списку обязательных стандартов. Еще один стандарт, который «вернули к жизни», — ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности». Но вернули его не весь, а только в части, касающейся искусственных неровностей из асфальта. С прошлого года искусственные неровности из асфальта были вне закона, а параметры приподнятых пешеходных переходов вообще никак не нормировались.

Теперь, если автомобиль пострадает на искусственной неровности из асфальта, а ее параметры не будут отвечать требованиям ГОСТа, то ущерб обязана возместить компания, ответственная за эксплуатацию данного участка дороги. Подробно.

Здесь уместно упомянуть и стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Он тоже не применялся с прошлого года, и его тоже сделали актуальным.

Что касается новых стандартов из распоряжения правительства, то они и так применяются в добровольно-принудительном порядке, поскольку указаны в списке к техническому регламенту «Безопасность автомобильных дорог».

Теперь посмотрим на обязательные «Своды правил». Среди них самый интересный — последний СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги».

Например, если перед автомобилем выскочило из леса животное и попало под колеса, то можно напрямую ссылаться на 5.19 СП: «Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог категорий I–III и 15 м для дорог категорий IV и V».

И последнее. Распоряжение правительства заканчивается фразой, из которой следует, что обязательными являются не только стандарты из приведенного списка, но и те ГОСТы, на которые есть ссылки в текстах утвержденных стандартов.

Например, открываете ГОСТ 52289-2004 и сразу видите список стандартов, на которые есть ссылки в тексте документа. Эти стандарты автоматически становятся обязательными.